Приятного прочтения!

В ДЕРЕВНЕ

Индийская деревня - это Индия бедняков — малоземельных и безземельных крестьян, батраков, ремесленников,— так оно и выглядит. Не раз приходится слышать обобщающие суждения о грязных деревнях, заброшенных детях, отсталых, неприветливых крестьянах и примитивных условиях жизни. Иностранец здесь ни с кем не договорится — в отличие от больших городов английский язык в деревне почти никто не знает,— и вот он едет по этому обширному царству странного и непонятного, и его память фиксирует лишь то, что особенно бросается в глаза, прежде всего вещи причудливые и экзотические.

А между тем деревня остается и еще долгое время пребудет истинным сердцем Индии. Тут живет подавляющее большинство ее жителей. Здесь же решаете; важнейшая проблема всей страны — вопрос о пропитании сотен миллионов ее обитателей.

Еще неполную четверть века назад все   эти   люди были частицами гигантского механизма, который в Бенгалии назывался заминдарской системой. Центрально! фигурой в этой системе был крупный помещик, называемый заминдаром. Однако он никогда не отдавал   подо непосредственно внаем крестьянам; земли, которые находились в его владении, обычно были огромны. И по тому каждый заминдар имел своих посредников — приказчиков и управляющих, сдававших внаем    все меньшие и меньшие участки земли, пока цепь не замыкалась на крестьянине, который своим потом    и   урожаем   со «своего» поля должен был кормить всю стоящую    над ним пирамиду.

В прошлом оплата каждого земельного участка 31 висела от реального ежегодного урожая, а тот в немалой степени — от погодных   условий.    При    англичанам эта зависимость от реального урожая была ликвидирована, и заминдар должен был платить   установление сумму вне зависимости от размеров собранного урожае Сам он, разумеется, от этого не страдал, а просто перекладывал бремя на плечи крестьян, которые   ежегодно вносили одинаковые суммы, даже если весь их урожай унесла вода или сожгла засуха. Последствия были катастрофическими.  Каждую неурожайную осень целые области лишались    всех    продовольственных    запасов крестьяне оказывались в долговой кабале у деревенских ростовщиков, тысячи семейств сгоняли с земли. Отсюда массовая гибель людей в голодные годы, постоянное недоедание, на которое были обречены миллионы    деревенских жителей. Естественно, что    эта    бесчеловечная  система не могла сохраниться и не сохранилась в    свободной Индии.  Ликвидации заминдарской системы добились сами крестьяне в результате   упорной   борьбы.

Были и типично индийские методы решения аграрного вопроса. Наибольший интерес, пожалуй, представляет собой доныне не завершенное движение под названием бхудан — буквально «дарование земли». Основателем его был старый верный ученик и последователь Махатмы Ганди— Ачарья Виноба Бхаве, который в духе учения своего великого наставника и гандистских доктрин призывал заминдаров добровольно, из индусской любви к ближнему отказываться от излишков земли и бесплатно отдавать ее безземельным крестьянам. Движение ширилось. Бхаве нашел немало последователей и учеников, которые оказывали на владельцев больших земельных участков исключительно моральное давление и все же достигали каких-то ощутимых результатов. Однако вскоре выяснилось, что заминдары обычно отказываются от совершенно бесплодной земли или от такой, которая требует слишком больших расходов, чтобы ее можно было возделать и культивировать.

Повышенное внимание, особенно с конца 50-х годов, государство уделяло и модернизации земледелия, экспорту и созданию современной сельскохозяйственной техники, производству и доставке потребителям широкодоступных искусственных удобрений,

О книге:

Известный чехословацкий индолог Душан Збавитель в 1979 г. по приглашению правительства Индии посетил штат Западная Бенгалия для получения почетной премии Р.Тагора. Автор живо и достоверно воссоздал атмосферу "жаркого" лета 1979 г., ставшего "одним из ключевых моментов в истории Индии".