Приятного прочтения!

ТРЕХСОТЛЕТНИЙ ГИГАНТ

на поход в глубь субконтинента. Однако они понимали что не смогут руководить обширной империей сами, без помощи местного населения. И хотя Индия все еще не была британской колонией в полном смысле слова - формально она превратилась в таковую лишь в 1858 году,- Королевская Ост-Индская компания давно уже была здесь самой могущественной силой. Она могла не слишком считаться с местными правителями и другими европейскими захватчиками и с первых лет XIX столетия проводила в этой стране колониальную политику в ее наиболее классической форме.

До того времени можно было по пальцам    пересчитать индийцев, владевших английским языком;  англичанам же, чтобы договориться с местным    населением, хватало упрощенного хинди, поскольку    в    подлинном, более глубоком взаимопонимании они    не    нуждались. Однако вечно так продолжаться не   могло.    Англичане поняли, что им необходимо иметь среди индийцев    чиновников, переводчиков и людей, способных обеспечить колонизаторам контакт с самыми широкими слоями населения. Пришлось открыть несколько школ, где индийцы могли бы научиться английскому языку, но ничему больше. Пускай    себе    индуисты продолжают    корпеть над своими священными книгами, а мусульмане заучивать наизусть Коран — для чего   им    более   серьезные знания европейской науки и культуры? Вполне достаточно, если к традиционным предметам обучения    они присовокупят английский язык.

Однако первых овладевших английским языком индийцев это не удовлетворяло. Они хотели узнать все, что сделало современную Европу тем, чем она стала, и посредством английского языка получить доступ к европейской образованности в самом широком смысле слова. Так по инициативе индийцев в Калькутте начали возникать первые современные школы европейского типа, которые наряду с обучением английскому языку знакомили индийскую молодежь с европейскими достижениями в области науки и искусства, открывали индийцам «окна» в иной мир.

Это был поистине другой мир, очень непохожий на тот, в котором индуистское общество жило на протяжении многих столетий, сохраняя твердую убежденность в превосходстве своего мировоззрения и своей кастовой социальной организации над всеми прочими.

 

Британский вице-король лорд Керзон применил испытанное оружие. Чтобы ослабить единство антианглийского движения и вызвать религиозные распри, он провозгласил раздел Бенгалии на религиозной основе. Восточную Бенгалию, где значительный численный перевес имели мусульмане, в 1905 году предполагалось отторгнуть от западной провинции с ее административным центром в Калькутте, где по преимуществу жили индуисты. Необходимо подчеркнуть, что, кроме нескольких подставных лиц, никто из индийцев с таким требованием не выступал.

Однако реакция бенгальцев на эту меру   неприятно поразила колонизаторов. Против раздела поднялась вся; страна — и индусы   и   мусульмане.   Демонстрации  про-1 геста, во   главе   которых   шли   и такие   выдающиеся, сыновья бенгальского народа,    как поэт    Рабиндранат Тагор, вскоре вынудили англичан отказаться   от   идеи раздела Бенгалии. Тем не менее они    на   всякий   случай лишили Калькутту статута столицы Британской Индии и перенесли свои Центральные учреждения в более спокойный и безопасный Дели.

О книге:

Известный чехословацкий индолог Душан Збавитель в 1979 г. по приглашению правительства Индии посетил штат Западная Бенгалия для получения почетной премии Р.Тагора. Автор живо и достоверно воссоздал атмосферу "жаркого" лета 1979 г., ставшего "одним из ключевых моментов в истории Индии".