Юстас Палецкис
Жизнь
Путешествия

Путешествие в детство и юность

Эта книга принадлежит перу литовского поэта и публициста Юстаса Палецкиса — видного общественного и государственного деятеля, Героя Социалистического Труда. Сын кузнеца, в юности печатник и плотник, затем учитель и журналист в буржуазной Литве, Палецкис приходит в ряды революционных борцов за дело народа. В течение почти 30 лет он являлся председателем Президиума Верховного Совета Литовской СССР и заместителем Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Самые волнующие события этой большой жизни, встречи с руководителями партии и правительства, деятелями литературы и искусства, впечатления от поездок более чем в 50 стран всех континентов ярко показаны автором на широком историческом фоне.

К НАРОДНОМУ ФРОНТУ

«Говорит Москва!» Покорители Атлантики.Солидное издательство и правительственные инъекции.Танки на улицах Каунаса.Про­гитлеровские заговорщики в Клайпедской области.Тысячи хозяйств с молотка.Всемирный конгресс литовцев  эмигрантов.Крестьян­ские волнения.Связи с компарти­ей, комсомолом.Карикатуры и расписания поездов в избирательных урнах.— Похороны Кранаускаса.Всеобщая политическая стачка.

Поездки в Советский Союз и расширявшиеся связи с людьми, близкими к компартии Литвы, все больше побуждали меня к активной обществен­ной деятельности. На съезде Союза молодежи Литвы я вновь был избран председателем его правления. Вступил в члены литовскосоветского общества, которое называлось Литов­ское общество по изучению культуры народов СССР, вскоре стал членом, правления, а затем и заместителем председа­теля. «Говорит Москва!»—эти слова часто звучали в нашей квартире. В привычку вощло слушать «Последние известия» и другие радиопередачи. Популярными стали у нас фамилии московских дикторов Отвясовой, Тиуновой, Герцика, ГольДйной, Высоцкой, Фриденеон, к голосам которых мы при­выкли, как к родным.

Ярко помню один день 1934 года, когда вся наша семья собралась за обеденным столом. Включили радио. Доноси­лась траурная музыка — хоронили советских стратонавтов П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко и И. Д. Усыскина. С на­пряженным вниманием слушали речи, содержание которых мы с женой политовски пересказывали девятилетнему сыну Вильнюсу и шестилетней дочурке Сигите. В момент, когда урны с прахом молодых исследователей стратосферы под звуки «Интернационала» и орудийного салюта устанавлива­ли в кремлевской стене, у всех нас в глазах блестели слезы.

Наш маленький семейный мирок, как и многие друзья Советской страны, внимательно следил за событиями в СССР, разделяя чувства радости или горя, которые доносили до нас радиоволны. Вместе с советскими людьми мы радова­лись знаменитым перелетам советских летчиков, новым гид­ростанциям, городам, заводам, станциям метро, рекордам, открытиям и достижениям науки, искусства. Близкими и родными стали советские песни. И детишки напевали попу­лярную «Эх, хорошо в стране Советской жить...».

Когда речь идет о полетах, в памяти воскресает ночь с 16 на 17 июля 1933 года. Вместе с тысячами объятых волне­нием, возбужденных людей я на Каунасском аэродроме: ожидаем прибытия самолета «Литуаника». Два наших со­отечественника — Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас — стар­товали из НьюЙорка для полета через Атлантику в Каунас. Решив внести свой вклад в развитие авиации и прославить свою родину Литву, оба энтузиаста на свои и пожертвован­ные средства приобрели самолет и собственными силами ос­настили его для долгого полета. Уже более 30 часов они в воздухе, получены известия, что «Литуанику» видели над Европой, с часу на час ожидаем ее появления над Кауна­сом, все готовятся торжественно встретить и приветствовать смелых летчиков. Еще немного было трансатлантических полетов, а по дальности трассы это будет первый, рекорд­ный...

Но час за часом проходит, а «Литуаники» не видно... Воз­никают волнение, догадки, прогнозы. Уже утром, когда все сроки прошли, у меня както вырывается созвучная настрое­нию народная песня:

Летит, летит соколик над зеленым лесом,

Крылья отбивает о сухую ель...        ».

Спустя несколько часов приходит печальное известие: в Германии, пролетая над лесом у Сольдина (ныне Мйслибож, в Польше), «Литуаника» потерпела аварию, а Дарюс и Гиренас погибли, пролетев за 35 часов 15 минут 6411 кило­метров... До Каунаса оставалось 650 километров... Потом: тела обоих летчиков торжественно похоронили в Каунасе, а разбитую «Литуанику» поместили в военноисторический музей. Официальная версия гласила, что причиной ката­строфы были буря и порча мотора, но подлинные обстоя­тельства этой трагедии остались до конца не выясненными. Считают вероятным, а народная молва сейчас же решила, что «Литуанику» подстрелили гитлеровцы, когда она проле­тала над какимто эсэсовским лагерем...

 

cialis