Приятного прочтения!

ПРАГА—ФРАНКФУРТ—ДЕЛИ

Вы читали «Аэропорт» А. Хейли? Если да, то наверняка вспомнили бы об этой книге, если бы оказались на аэродроме Франкфурта-на-Майне. С первого взгляда аэродром-колосс производит впечатление   совершеннейшего хаоса, но все здесь так великолепно организовано, что очень быстро вы начинаете   прекрасно   ориентироваться. К самолету Чехословацкого аэрофлота, которым вы прилетели, трапа не подают — к нему подведен туннель, и вы пройдете прямо в один   из   таких   длинных коридоров здания, который на всякий случай снабдили «движущимися тротуарами», для того чтобы путешественники не преодолевали пешком километровые расстояния за получением багажа и могли легче добраться    к нужному выходу (всего их пятьдесят) прямо к   своему самолету.

Мимо вас на велосипедах беззвучно проезжают служащие аэропорта с маленькими радиопередатчиками в руках. Вы сами скоро начинаете понимать, что и велосипеды и радиопередатчики им действительно    необходимы. В огромном зале для транзитных пассажиров на какой-то момент теряешься в лабиринте всевозможных магазинов и магазинчиков, торгующих беспошлинными продуктами и спиртными напитками, секс-шопов1,    застекленных горок с обувью, магазинов игрушек и сувениров и ряда витрин, напоминающих выставку    новейших образцов радиоприемников, телевизоров и    магнитофонов. Тут вы, разумеется, увидите также бары и рестораны, книжные и   журнальные   киоски,    молельню, детскую комнату и даже последнюю модель мерседеса, не говоря уже о почте, банке или бюро, где вам выдадут напрокат автомобиль или снимут гостиничный   номер в любой части нашего старого континента.

1 Секс-шоп — магазин, где продаются порнографические издания.— Здесь и далее примеч. перев. и ред.

Если даже вы должны провести здесь, в зале для транзитных пассажиров, до своего отлета семь долгих часов скучать не придется. Большое черное информационное табло почти непрерывно «воркует», «смазывая» верхние строчки и добавляя снизу новые к тем примерно тридцати, которые сообщают о рейсах самолетов в города близкие и далекие - в Мельбурн, Найроби и Квебек или в Мюнхен и Ганновер, куда от Франкфурта-на-Майне буквально рукой подать. Глядя на таоло, вы можете восстановить в памяти свои знания по географии - где находятся Лагос, Веллингтон или Момбаса—или посочувствовать пассажирам, направляющимся в Кейптаун чей самолет опаздывает часа на два.

Тем не менее подавляющее большинство   самолетов отделяется от земли    с    механической    регулярностью, примерно через каждые пять минут. Впрочем, вы сами можете в этом убедиться, если сядете перед гигантской застекленной стеной, обращенной к взлетным полосам по которым то и дело с ужасающим громом проносятся крылатые чудища, чтобы тут же взмыть в небо и в течение нескольких секунд исчезнуть    из    поля    зрения. С чуть более длительными интервалами «устья» коридоров со стороны прибытия самолетов выбрасывают толпы пассажиров, столь же экзотических,   как   и    названия городов на информационном табло. Длинные вереницы вечно улыбающихся и щебечущих    японок и    японцев небольшие группы арабов в белых   бурнусах,   смуглые малайцы или индонезийцы рядом с рослыми неграми и стройными черными девушками - и толпы    высоких   и низких, толстых   и   худых   европейцев;    разноголосою смесь языков не смог бы разобрать даже   самый   одаренный полиглот, а если в этом   гаме вы   неожиданно услышите несколько сербских    или польских    слов, уже готовы броситься на шею земляку.

О книге:

Известный чехословацкий индолог Душан Збавитель в 1979 г. по приглашению правительства Индии посетил штат Западная Бенгалия для получения почетной премии Р.Тагора. Автор живо и достоверно воссоздал атмосферу "жаркого" лета 1979 г., ставшего "одним из ключевых моментов в истории Индии".